Сегодня 6 мая 2024
На часах 18-55. Через 5 минут начнётся спектакль “Маяковский идёт за сахаром”. И Всеволод Макаров выйдет на Малую сцену Московского Театра им. Вл. Маяковского. Да, да, именно он, вместе с Макаром Запорожским (Денисом Денисовым) начинают этот спектакль в качестве Ведущих.

Начало спектакля “Маяковский идёт за сахаром”
Изначально, они, будучи нашими современниками, от своего имени, размышляют о жизни Маяковского. И если, Всеволод, в первую очередь, пытается апеллировать к биографии, реальным фактам и воспоминаниям очевидцев, то Денис ищет их личное сходство с Маяковским.
И когда Всеволод начинает читать отрывок из произведения “Облако в штанах”:
"У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний"
Денис его перебивает: ” Во, ему было 22 года, и нам недавно было 22 года. Мы с ним похожи. Я читал, что у Маяковского был жёлтый свитер, а у меня есть жёлтые ботинки.” Сначала идут разные перечисления “похожестей” бытового характера, переходя к творческим. “Он писал стихи, а мы спектакль ставим”…
Таким образом, от простой беседы начинают разворачиваться истории из жизни не только самого Маяковского, но и его окружения.
Факты из жизни Маяковского
И первой в этой череде разворачивающихся сцен звучат дневниковые записи Лили Брик, в исполнении Марии Фортунатовой. И мы слышим про то, как революция входила в жизнь молодых людей начала ХХ века. Как Лиля познакомилась с Осипом Брик, своим будущим мужем. Как позже Владимир Маяковский вошёл в их жизнь. И даже, как Володя готовил завтраки.
И снова звучат стихи Маяковского, теперь в исполнении Дениса Денисова :
"Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?"
Встреча Маяковского с Бурлюком
Следующая сцена рассказывает о встрече Маяковского (Владимир Гуськов) с Давидом Давидовичем Бурлюком (Сергей Быстров), произошедшая в 1911 году. Бурлюк – личность, которая сильно повлияла на творчество Маяковского, пригласив его в общество “футуристов”. И любопытно наблюдать, как представляют это знаковое знакомство режиссёр спектакля и сами актёры.
При этом на действенном уровне происходят и плевки в лицо и реальные пощёчины.
Но это нужно смотреть и оценивать зрителю самому и делать выводы, в зависимости от подготовленности. Одно ясно, что встретились единомышленники.. В частности, по отношению к Пушкину Достоевскому, Толстому и проч. и проч., которых Маяковский и Бурлюк планируют “сбросить с парохода современности”. Именно так будет написано в манифесте “Пощёчина общественному мнению”, который фактически был выпущен в 1912 году. И диалог построен на тех самых принципах, о которых идёт речь в манифесте. Кстати, предложение вымыть руки станет более понятным, тоже, после прочтения данного манифеста. В одном из пунктов которого говорилось: “Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Их диалог не обходится без стихов, и это радует.
Звучат отрывки из “Нате”:
"А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я- бесценных слов транжир и мот."
Маяковский – Шамардина -Хлебников
Продолжает спектакль встреча Маяковского с Софьей Шамардиной (Анастасия Цветанович). Возможно, знатоки биографии Маяковского представят, что место действия перенеслось в знаменитое кафе в Санкт-Петербурге “Бродячая собака”. Хотя это не оговаривается в спектакле, да это и не столь важно. Но в разговоре между ними вспоминается Корней Иванович Чуковский, хотя и эпизодически. Дело в том, что Чуковский был знаком с отцом Сонки (так звали её многие) и обещал ему присматривать за юной девочкой. Но в тот вечер оставил их одних. В спектакле не рассказано, почему Маяковский повёл Сонку к Велимиру Хлебникову, но факт остаётся фактом, что такая встреча произошла. Кстати, роль Хлебникова исполняет перевоплотившийся в новый образ Сергей Быстров, который до этого был в роли Бурлюка. Так вот, Велимир Хлебников предстаёт перед зрителем в виде очень странного персонажа, то ли юродивого, то ли желающего эпатировать пришедших к нему гостей.
Видно, что режиссёр не ставил задачи показать подробно, каким на самом деле был Велимир Хлебников. Ведь речь-то, в первую очередь, о Маяковском. И такая “странность” – это точка зрения Маяковского и его окружения, которое действительно не всегда принимало “хлебниковские” открытия и пророчества. Но зато эта сцена даёт нам понять, что у Маяковского и Шамардиной были отношения. Какие?
Тем, кто посмотрит этот спектакль, возможно захочется узнать об этом. И наверняка, многие поинтересовались и знают, что на самом деле произошло. Эта интересная история, но вне данного спектакля.
Маяковский – Лиля – Осип Брик
Хлебников остаётся один в комнате, входит Лиля Брик, и вот уже Хлебников-не Хлебников, а Осип Брик. То есть это новое перевоплощение актёра Быстрова. И когда входит в комнату актриса Анастасия Цветанович, в роли сестры Лили, становится наверняка понятным, что одни и те же актёры будут играть разные роли.
Всеволод Макаров в роли художника Черемных
Ожидаем появление Всеволода Макарова, в его новом воплощении. И он появляется в шапке ушанке, с замерзающими руками, рисующий плакаты. Это художник Михаил Черемных, соратник Маяковского по Окнам РОСТА. Так представляют его в спектакле. Вместе с Лилей и Владимиром занимается плакатно-агитационным искусством.


И, как и по отношению к другим персонажам, появляющимся в окружении Маяковского, неплохо отдельно поинтересоваться этой интересной личностью. О том, чего нет в спектакле. Например, о том, что в 1919 году Михаил Черемных стал автором первого плаката из серии “Окна РОСТА». Это позже к нему присоединились В. Маяковский, И. Малютин, А. Нюренберг, О. Брик и другие художники. Оказывается, также, именно Черемных придумал использовать пустующие витрины магазинов для выставки агитационных плакатов, известных под названием «Окна сатиры РОСТА».
Новые люди в окружении Маяковского
А спектакль продолжается.. Появляются и звучат новые имена из окружения В. В. Маяковского. Это и писатель Виктор Шкловский, и новая возлюбленная Татьяна Яковлева, и режиссёр Всеволод Мейерхольд с супругой Зинаидой Райх, и писатель Борис Пастернак, и актриса Нона Полонская (Дарья Хорошилова).
Каждый из актёров-мужчин воплотится в образ Маяковского и будут читать его письма из Парижа в адрес Лили Брик.


И в финале Всеволод Макаров появится в образе чекиста Якова Агранова и предложит всем танцевать! И это будет страшный и странный танец. Танец, как символ безысходности, как предчувствие и сигнал предстоящего ухода 37-летнего Владимира Владимировича Маяковского.






А за сахаром, кстати, Маяковский так и не пошёл…
Премьера спектакля состоялась 27 декабря 2011 года.
- Режиссёр Алексей Кузмин-Тарасов
- Драматург Саша Денисова
Читайте информацию и про другие спектакли, в которых занят Всеволод Макаров
Сегодня 23 июня 2024 в Москве ливень. Надеемся, что летняя гроза не помешает отменить визиты в театр тех, кто купил билеты на спектакль в театр Маяковского.
Всеволод Макаров играет в спектакле “Маяковский идёт за сахаром”. Приятного вечера!